НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ГАРАНТИЯ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ СЕРТИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
Ключевые слова:
сертификация, CDIO, инженерная деятельность, инженерная дисциплина, инженерные кадры.Аннотация
Сертификация инженерных кадров является одним из основных методов обеспечения качества инженерной деятельности. В статье предлагается подход к реализации образовательного процесса, позволяющего обеспечить соответствие инженеров международным критериям сертификации. Данный подход заключается в изменении формата преподавания дисциплины «Введение в инженерное образование», заключающийся в развитии не только инженерных компетенций, но и других навыков в соответствии с принципами Международной инициативы CDIO. Предлагаемый подход может быть применен для внедрения в образовательные программы для подготовки студентов технических вузов. Необходимостью является сертификация инженерных кадров, которая дает возможность стандартизировать требования, обеспечить механизм независимой оценки, повысить конкурентоспособность аттестуемых лиц на рынке труда, гарантировать качество и безопасность работ и услуг для потребителей. Авторы рассмотрели опыт передовых стран в даном направлении. Лучший опыт в сфере сертификации персонала предложено внедрить в Казахстане. Авторами статьи сформулированы специальные критерии, определяющие степень соответствия специалистов инженерного профиля международным требованиям. Предлагается внедрить методику обучения, при которой соответствие инженерных кадров данным требованиям будет заложено уже на этапе обучения в технических вузах. Сложность вызывает усовершенствование вопросов терминологии, уточнение уровня квалификации составление перечня функциональных обязанностей, определения ряда должностей, вопросы карьерного роста. Для внедрения стандартов CDIO необходимо реформировать систему профессионального образования в целом: вариативность по срокам и условиям обучения, пересмотр содержания дисциплин, установление взаимосвязи со смежными отраслями, достижение запланированных результатов обучения, внедрения в процесс проблемного анализа, алгоритмов разработки решений, методов исследования, инженерной этики, освоение способов индивидуальной и командной работы, приемов коммуникации, проектного менеджмента.