ОЦЕНКА ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ОБОДЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС МЕХАНИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Ключевые слова:
остаточные напряжения, железнодорожное колесо, обод, плазменная закалка, скорость охлаждения, градиент температуры, фазовые превращения, конструкционная прочность.Аннотация
Проведена численная оценка величины и характера распределения внутренних остаточных напряжений в поверхностном слое плазменно-закаленного обода железнодорожного колеса механическим (разрушающим) методом. Распределение остаточных напряжений оценена по величине упругих деформаций. Показано, что плазменно-закаленный обод железнодорожного колеса характеризуется сжимающими остаточными напряжениями интенсивностью 9,0-48,2кг/мм2 в поверхностной зоне с переходом в остаточные растягивающие напряжения интенсивностью 8,8-44,1кг/мм2 в подповерхностной зоне.
Отмечено, что сравнительная оценка остаточных напряжений в плазменно-упрочненном образце механическим и рентгенографическим методами показывает применимость разрушающего метода определения величины и характера распределения внутренних остаточных напряжений, основанного на измерении величины упругих деформаций. Совместное применение механического и рентгеновского методов позволит повысить точность определения остаточных напряжений в плазменно-упрочненной поверхности тяжело-нагруженных и быстроизнашивающихся деталей.