ОЦЕНКА ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ОБОДЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС МЕХАНИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Авторы

  • Алия Молдахметова НАО "Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева"

Ключевые слова:

остаточные напряжения, железнодорожное колесо, обод, плазменная закалка, скорость охлаждения, градиент температуры, фазовые превращения, конструкционная прочность.

Аннотация

Проведена численная оценка величины и характера распределения внутренних остаточных напряжений в поверхностном слое плазменно-закаленного обода железнодорожного колеса механическим (разрушающим) методом. Распределение остаточных напряжений оценена по величине упругих деформаций.     Показано, что плазменно-закаленный обод железнодорожного колеса характеризуется сжимающими остаточными напряжениями интенсивностью 9,0-48,2кг/мм2 в поверхностной зоне с переходом в остаточные растягивающие напряжения интенсивностью 8,8-44,1кг/мм2 в подповерхностной зоне.

     Отмечено, что сравнительная оценка   остаточных напряжений в плазменно-упрочненном образце механическим и рентгенографическим методами показывает применимость разрушающего метода определения величины и характера распределения внутренних остаточных напряжений, основанного на измерении величины упругих деформаций. Совместное применение механического и рентгеновского методов позволит повысить точность определения   остаточных напряжений в плазменно-упрочненной поверхности тяжело-нагруженных и быстроизнашивающихся деталей.

Опубликован

30-06-2023

Как цитировать

Молдахметова, А. (2023). ОЦЕНКА ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ОБОДЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС МЕХАНИЧЕСКИМ МЕТОДОМ . Вестник ВКТУ, (2), 106–114. извлечено от https://vestnik.ektu.kz/index.php/vestnik/article/view/474