ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ФОРМ И ПАРАМЕТРОВ УСТОЙЧИВЫХ ОТКОСОВ БОРТОВ ГЛУБОКОГО КАРЬЕРА
Ключевые слова:
Глубокие карьеры, Бортовой массив, , Деформированное состояние под напряжением, Угол внутреннего трения, Угол наклона, Профиль наклона, Коэффициент предела устойчивостиВыпуск
Раздел
Аннотация
Целью исследования является разработка эффективной методики выбора и расчета рационального, стабильного профиля борта глубоких карьеров на основе анализа методов. В статье на основании проведенных исследований по оценке напряженно-деформированного состояния горных пород придворного массива глубоких карьеров в различных геомеханических условиях причины горно-геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий, формирующих нарушение устойчивости карьерных склонов, а именно несоответствие параметров карьерных склонов горно-геологическим условиям или недостаточное изучение этих условий, неправильное ведение горных работ, влияние гидростатических и гидродинамических сил на породы, динамические нагрузки от действия горно-транспортного комплекса, массивных взрывов, а также дополнительные нагрузки на склоны или прилегающие к ним участки, применение неправильного метода расчета параметров склона и, кроме того, условия, обусловливающие возникновение оползней на склонах на основе анализа деформационных явлений, способствуют проявлению сил, приводящих к нарушению равновесного состояния массива горных пород и выясняется, что это совокупность искусственных процессов. В процессе разделения вертикальной призмы объемного разрушения в качестве основы принимается круговая цилиндрическая гипотеза. На основании полученных данных проанализированы методы расчета устойчивости бортов карьера, установлено, что наибольшее влияние на увеличение угла рабочего борта карьера оказывает высота ступени 15-45 м, и выявлена нерациональность плоскостных, плоскостных промежуточных контуров. На практической и теоретической основе заключения исследования установлено, что плоский выпуклый профиль боковой поверхности рабочей зоны карьера, наряду с обеспечением устойчивости и обеспечением безопасных условий работы людей и технологического оборудования, является наиболее экономичным методом, позволяющим уменьшить объем вскрышных работ на 25,3 тыс. м3 по сравнению с плоским профилем.
Опубликован
Как цитировать
Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)
- Азамат Капасов, Апшикур Байтак, Ипалаков Тулеген, Алимкулов Мурат, НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕРХА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА, УСИЛЕННОГО НЕТКАННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ С УЧЕТОМ СЕЗОННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ГРУНТОВ , Вестник ВКТУ: № 2 (2021): «Вестник ВКТУ им. Д. Серикбаева»
- Байтак Апшикур, Азамат Капасов, Маржан Рахымбердина, Маржан Тогузова, ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ SAGA GIS ПРИ ИЗУЧЕНИИ И КАРТИРОВАНИИ СЕЛЕВОГО РИСКА НА ПЛОТИНАХ , Вестник ВКТУ: Том 1 № 3 (2023): «НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ BIM И ГИС ТЕХНОЛОГИИ»
- Анатолий Гольцев , Тимур Курмангалиев, Байтак Апшикур, Азамат Капасов, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ , Вестник ВКТУ: № 1 (2023): «Вестник ВКТУ им. Д. Серикбаева»
- Анатолий Гольцев , Тимур Курмангалиев, Байтак Апшикур, Азамат Капасов, ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОДНОБОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ КРЕПЛЕНИЙ , Вестник ВКТУ: № 1 (2023): «Вестник ВКТУ им. Д. Серикбаева»