ОЦЕНКА РИСКОВ КОНТРОЛЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ
Ключевые слова:
авиационная отрасль, цифровая трансформация, метод, технологии, модель, критерий, вероятность, имитация, уровень зрелости.Аннотация
В статье поставлена цель разработки методики количественного оценивания рисков контроля и принятия решений в системе управления сложными объектами на примере летательных аппаратов. В качестве летательных аппаратов рассматриваются пилотируемые и беспилотные средства. Риск представляется в работе как сложное многофакторное качественное явление, имеющее стохастическую природу. Для количественного оценивания рисков предлагаются формальные математические и имитационные модели. Процесс контроля и принятия решения исследуется - как сложная стохастически-программируемая система в условиях цифровой трансформации внутренней и внешней среды. Под внешней средой представляется авиационная отрасль, а под внутренней авиационное предприятие. Количественный уровень рисков контроля концептуально и на практике предлагается оценивать цифровой зрелостью этапов жизненного цикла агентов управления: проектирования, производства и эксплуатации. Общий подход и задачи исследования процессов формирования рисков управления летательными объектами представлены системно в трех цифровых концептуальных контекстах. В объеме общего контекста исследуется концепция цифровой трансформации авиаотрасли. На втором концептуальном уровне проблема рассматривается на примере авиационного предприятия. На третьем системном уровне исследуются, наиболее динамично развивающиеся цифровые технологии на практике, такие как «Техническое обслуживание авиационной техники» и «Компоненты робототехники и сенсорики». Беспилотное летательное средство представляется как робототехнический комплекс. В данных структурно-функциональных технологиях цифровой трансформации наиболее перспективными и значимыми цифровыми компонентами являются: «Кадры»; « Модели»; «Инфраструктура и инструменты»; «Процессы и продукты»; «Данные». Наименее защищенным системным звеном в обмене информацией летательного аппарата с внешней средой является радиоканал, который предлагается в условиях внешних киберугроз заменить на VLC технологии. Формализация процесса количественной оценки уровня цифровой зрелости авиационного предприятия и практикуемой системы контроля в исследовании опирается на многоподходную методику с использованием разделов теории вероятностей, математической статистики, имитационного моделирования, метода экспертных оценок.